Какие факторы учитывать в начале геодезического бизнеса
Я (Царьков Роман) знаю геодезический бизнес с 2004 года, за годы трудовой деятельности случалось много как взлетов, так и падений, но все это бесценный опыт, который, в итоге, помог мне организовать стабильное, прибыльное дело и занять свою нишу.
Не так давно ко мне за советом обратились люди, планирующие заняться бизнесом в области геодезии. Спрашивали с чего начать, каков рынок и его насыщенность заказами, а также какими эти самые заказы бывают: какие лучше брать, а от каких стоит отказываться на первых парах или вовсе. Конечно, последовали и вопросы про дорогостоящее профессиональное оборудование, что является огромной статьей расходов и т.д.
Все это заставило меня задуматься, а сколько же специалистов хотят работать на себя? Я уверен, что много, поэтому решил поделиться со всеми интересующимися информацией, которую озвучил людям, обратившимся ко мне в тот день за советом лично.
Идея стать бизнесменом в области геодезии
У большинства людей формирование мысли о своем бизнесе связана с разными аспектами и тут главное не обмануться. В области геодезии желающих уйти в вольное плавание условно можно поделить на несколько групп, перечислю самые распространенные, с которыми сам неоднократно сталкивался.
- Первая группа: Считают, что они первоклассные спецы-геодезисты: за плечами весомый опыт, левак на леваке (помимо основной работы), ну и зачем, спрашивается мне «пастух» в таком случае? Думают, что если откроют свою фирму, то бабло рекой под диван так и потечет. Т.е. считают, что работодатель — лишнее звено между ними и несметным богатством.
- Вторая группа: Работая на «дядю», страдают от регулярных задержек зарплаты, ощущают будто их недооценили и полагают, что в случае открытия своей геодезической фирмы, все вышеперечисленные вопросы снимутся сами собой.
- Третья группа: Молодые и амбициозные. В данной группе чаще всего встречаются молодые ребята, только-только окончившие институт и считающие, что они спецы на вес золота, так не работать же им за 50 тонн имея вышку в кармане.
Есть еще ряд вариантов, как рождается идея стать бизнесменом. Однако, считаю, что не столь важно «как» и «почему» эта идея появилась, важно, что с ней делать. Поэтому, на мой взгляд, первое, с чего стоит начинать, так это с анализа рынка, в который вы хотите не просто войти, а быть в нем весомым игроком.
На этом же этапе стоит сразу отметить, что геодезический рынок и кадастровый это принципиально разные площадки и рассматривать их надо тоже по отдельности. Про мой взгляд на кадастровый рынок услуг я напишу отдельную статью.
Анализируем сферу геодезических работ
После того, как вы абсолютно точно утвердились в мысли, что хотите заниматься собственным делом и открыть геодезическую компанию, вам необходимо очень скрупулезно и детально изучить соответствующий рынок, для четкого понимания с кем вам придется работать и как выстраивать дальнейшее развитие бизнеса.
Т.е. следующий шаг – определяетесь с каким сегментом рынка вам работать (физлица или юрлица) и в каких пропорциях, если вы собираетесь работать с обоими. Более подробно данную тему я описал в статье «……сегменты рынка».
Как определить с каким сегментом работать в геодезии
Учитывая наши сегодняшние реалии и страну, в которой мы живем, для работы с корпоративными клиентами, вам нужно иметь так называемый ресурс (а лучше родственника), работающего в руководящем эшелоне строительной компании или очень близкого друга (ну с которым вы водку пьёте по выходным), которые смогут обеспечить вам стабильный объем работы.
Если таковыми вы не обладаете, то работа с юридическими лицами становиться попросту ожиданием случайного стечения обстоятельств, которым вы могли бы воспользоваться и «впрыгнуть в поезд».
Пока же вы ждёте эти обстоятельства, лучше сосредоточьтесь на частном сегменте, ведь для того, чтобы сделать маленькую работу для частника, не требуется много времени или сверхточного оборудования с пакетом документов, которые часто запрашивают корпоративные клиенты.
С чего начать своё дело в геодезии
В данной статье я не говорю о случаях, когда вы уже состоявшийся бизнесмен, с кучей денег и хотите открыть геодезическую фирму для получения дополнительного дохода, поскольку в этом случае вы скорее бы рассматривали покупку рабочей фирмы (кстати, не самая лучшая идея, на мой взгляд, а почему я так считаю, можно прочесть в статье «стоит ли покупать готовый геодезический бизнес»).
Итак, я рассматриваю вариант, когда мешка денег нет, но сил и желания в изобилии. Возможно, вы даже работаете на какую-нибудь компанию, с чего в таком случае начать? Увольняться? Мой ответ: «Ни в коем случае!».
Для начала воспользуйтесь каким-либо конструктором сайтов, их сейчас на просторах интернета не мало. Создайте сайт страниц на пять, опишите там виды услуг, которые вы будете предоставлять, и цены на них. Ведь основная масса клиентов, на сегодняшний день, ищут исполнителей именно в интернете, поэтому сайт – необходимость.
Сайт не даст вам сразу стабильный поток клиентов (сайт надо раскручивать, рекламировать и прочие манипуляции проводить) но то, что он будет в интернете уже плюс, пусть набирает авторитет и массу, его время еще придет.
Вторым шагом необходимо сделать регистрацию во все возможных каталогах исполнителей. Это тоже даёт свои плоды. Часто при регистрации есть возможность указать ссылку на сайт (кстати, первый шаг по раскрутке сайта).
Третий шаг – это договориться об аренде оборудования. Да, именно об аренде. Даже если есть возможность брать приборы с существующей работы, лучше иметь пару мест с предварительной договоренностью об аренде приборов. Ни в коем случае нельзя покупать дорогостоящую технику или брать кредиты на ее приобретение пока вы не уверены в стабильности заказов, отобьют ли они затраты или загонят вас в долговую петлю.
Параллельно вашей основной работе, распространенная вами информация, начинает давать свои плоды: начинаются звонки и обращения. С этого момента вы можете «разворачивать» свою деятельность, выполняя заказы в свободное от основной работы время: по выходным, вечернее время, после работы и т.д.
При этом ни в коем случае не увольняемся, так как звонков может на одной неделе быть 5 и возможно все эти люди будут готовы вам денег заплатить, НО, на следующей неделе может не будет ни одного звонка. Пока вы не достигните стабильных показателей на протяжении трех-четырех месяцев, которые в среднем равны или более суммы вашего месячного заработка, пускаться в свободное плаванье не стоит.
Что делать дальше
Итак, вы добились того, что благодаря поэтапным действиям, анализу и терпению обеспечиваете самого себя работая только на свой карман. Звонки идут, людям нужна ваша услуга и вы задумываетесь — а не настало ли время оформить официально фирму?
Мой совет: «не торопитесь!». За официальной регистрацией скрывается очень много трудных и часто очень сложных моментов, которые вам ранее были не ведомы. Чаще всего неумение и неготовность их решать, убивает бизнес в первый же год.
Многие начинающие бизнесмены совершали ряд классических ошибок и в результате не понимали, почему же бизнес не пошел. Учитывая свой опыт, настоятельно рекомендую не торопиться и основательно проработать форму предстоящей деятельности, статья «что лучше ИП или ООО» вам в помощь.
Потребность регистрировать бизнес есть тогда, когда появились корпоративные клиенты, которые не могут платить наличными и им требуется все официально: договоры, допуски СРО и прочие бумаги.
Но даже в этом случае необходимо все просчитать: если ежемесячный приход на расчетный счет не будет составлять хотя бы 300 – 400 тысяч, то регистрировать компанию не стоит. Вы попросту погрязните в обязательных ежемесячных платежах, которые очень быстро могут «сожрать» ваш бизнес, силы и нервы.
Кстати, если платежеспособные клиенты все таки есть, но обращаются они к вам раз, ну от силы два раза в месяц, рекомендую от них не отказываться (надо нарабатывать клиентуру), рекомендую отработать их через «дружественную» фирму, которая проведет договор и вытащит вашу маржу. О том как развивать уже созданную компанию я напишу в другой статье. Всем удачи и успехов.
Мы имеем большой опыт в проведении геодезических работ и готовы сотрудничать на взаимовыгодных условиях.