Геодезическая разбивочная основа для строительства мостов и путепроводов

О том, что такое ГРО мы писали ранее, а в данной статье пойдет речь о мостовой разбивочной основе. Мостовая разбивочная основа отличается тем, что к ней предъявляют более высокие требования по точности , а это отражается и на оборудовании применяемом при создании ГРО для мостов и путепроводов и на самих пунктах, реперах, закладываемых в зоне строительства. На всех этапах строительства мостов требуется высокая точность исполнения проекта, которая обеспечивается геодезическими работами. К ним, в частности, относятся разбивка мостовых опор на разных этапах их возведения, разбивка на опорах осей подферменных площадок, контроль монтажа пролетного строения и установки его на опорные части.

Информация для заказчиков: посмотреть наши цены на создание ГРО можно на странице "цены на геодезические работы"  Отправить запрос или выслать техническое задание можно на электронный адрес ogi@breegs.ru

Геодезические работы, обеспечивающие строительство сложных мостов (мостов длиной более 300 м, вантовых мостов, мостов, расположенных на кривых, мостов с опорами высотой более 15 м) выполняют в соответствии с проектом производства геодезических работ (ППГР). В случаи необходимости мы можем разработать ППГР собственными силами - опыт имеется.

ГРО для строительства мостов и путепроводов

Стоит отметить, что создание ГРО для мостов может входить в общий комплекс работ по созданию ГРО для дорог и магистралей, а также может создаваться как отдельная сеть с привязкой к пунктам ГРО всего объекта строительства. Основным документом для создания разбивочной сети для строительства мостов является «СП 46.13330.2012 Мосты и трубы» и, согласно этому же документу, должно быть обеспечено:

  1. Точность разбивки, сооружения и контроля работ на всех стадиях строительства; максимальные удобства для разбивки и контроля положения центров опор;
  2. Сохранность пунктов ГРО в процессе строительства и после его завершения для использования их при эксплуатации сооружения; возможность развития сети пунктов ГРО в процессе строительства;
  3. Закладку (при необходимости) новых пунктов после завершения земляных работ в пойменной части либо сооружения новых полуостровков и островков в русловой части.

ГРО для строительства мостов создается с привязкой к имеющимся в районе строительства пунктам геодезических сетей, таких как каркасная сеть (КС) и ОГС или пункты ГРО, используемые ранее для строительства дорог. Система координат применяется чаще всего местная.

Геодезической разбивочной основе для строительства мостов и путепроводов, согласно норм и правил, необходимо два раза в год проводить сезонное освидетельствование, весеннее и осеннее (акт освидетельствования в конце статьи)

Пункты разбивочной основы для строительства мостов

В отличии от обычно разбивочной основы для строительства, разбивочной основой для строительства мостов служат не только пункты ГРО, установленные вдоль полосы отвода, но и иные пункты и точки, которые служат разным целям:

  1. пункты линейно-угловой сети, полигонометрии, трилатерации, триангуляции, комбинации методов, спутниковых наблюдений - в зависимости от природных условий местности, существующей застройки на участке работ, протяженности объекта;
  1. пункты, закрепляющие продольную ось моста (для трубы - точку пересечения оси дороги с осью трубы);
  1. пункты, закрепляющие вспомогательную ось, параллельную главной оси, в случае строительства мостов, перекрывающих пойменные участки длиной более 100 м, при строительстве мостов в сложных условиях (природных или связанных с существующей застройкой на участке работ) и в случае, если пункты основной оси могут быть повреждены в процессе строительства;
  1. высотные реперы (марки);
  1. точки по оси подходов к мосту в случае, если подходы входят в состав проекта моста;
  1. точки по оси пойменных опор мостов длиной более 100 м, вантовых мостов, мостов на кривых и мостов с опорами высотой более 15 м;
  1. створные плоскости, перпендикулярные продольной оси моста или расположенные под проектным углом на суходоле, вынесенные в натуру по центрам мостовых опор;
  1. другие пункты ГРО, установленные с учетом условий местности, с которых можно производить разбивку центров опор и осуществлять контроль за их положением в процессе строительства.

В основном при создании ГРО для мостов и путепроводах применяют те же пункты, что и при создании ГРО для автодорог - грунтовые репера (схема ниже), однако на мостах длиной более 100 м, вантовых мостах, мостах на кривых и мостах с опорами высотой более 15 метров, пункты ГРО следует закреплять с железобетонными центрами и стальными трубами с приваренными к их верхним торцам столиками для установки приборов с принудительным центрированием.

 

Тип пункта ГРО для мостов с использованием бетона

Знак закрепления ГРО

1 — бетон В7,5 — В12,5; 2 — металлическая труба ⌀50—70 или арматура ⌀20—36; 3 — металлическая пластина 200x200x150 с центром; 4 — песок/щебень; 5 — якорь; h1 — наибольшая глубина промерзания грунта в месте производства работ; h2 — дополнительная глубина заложения к глубине промерзания в зависимости от типа грунта

 

Тип пункта ГРО для мостов с использованием винтовой сваи

Установка репера ГРО

1 — металлическая пластина приварена к свае сверху с центром (кернение или дюбель-гвоздь; 2 — металлическая табличка 150x100 с названием пункта; 3 — металлический уголок 150x30x30; 4 — металлическая винтовая свая ⌀50—100; 5 — песок; 6 — защитная металлическая труба 500x200x3; h1 — наибольшая глубина промерзания грунта в месте производства работ; h2 — дополнительная глубина заложения к глубине промерзания в зависимости от типа грунта

 

Пункт принудительного центрирования для мостового ГРО

Ранее пункт с принудительным центрированием, считался пункт, у которого на площадке имеется крепежный элемент для тахеометра, но со временем стали допускать что в столике для установки оборудования достаточно отверстия диаметром, допускающим прохождение станового винта. На наш взгляд это уже не совсем принудительное центрирование и даёт люфт в 2 миллиметра. Но реальность такова, работаем с тем, что есть.

Требование к оборудованию и точности ГРО для мостов и путепроводов

Так как мосты относятся к сложным и опасным строительным конструкциям, то это накладывает и потребность в более высокоточном геодезическом оборудовании. При развитии мостового ГРО необходимо использовать электронные тахеометры с точностью измерения угла не ниже 3 секунд. Так же обычные строительные, технические нивелиры не подойдут, потребуется высокоточный нивелир с возможностью измерять доли миллиметра.

По итогу измерений допустимые средние квадратические ошибки определения для:

координат пунктов плановой геодезической основы – 6 мм.

отметок реперов на берегах и опорах: постоянных – 3 мм, временных – 5 мм.

При создании ГРО для осуществления строительства и наблюдения за деформациями элементов моста так же можно применять высокоточные измерения с использованием глобальных спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАС, если применение традиционных методов невозможно или экономически нецелесообразно.

Информация для строителей - важно чтоб у компании исполнителя имелся допуск СРО второго уровня, а еще отличным бонусом была бы и лицензия на геодезические работы с сетями. Всё это избавит от возможных проблем с ГРО о которых мы писали ранее.

Этапы создания ГРО для мостов и путепроводов

Сбор материалов - получении данных пунктов ГГС, ГРО, КС и ОГС, плана коммуникаций, а также топографического плана геодезических изысканий.

Составление программы работ, содержащего графическую часть, пояснительную записку и финансовую часть - смету. Графическая часть — это схема проектируемой сети, составляемая на плане участка производимых работ. При проектировании сети учитывают наличие сохранившихся исходных пунктов.

Рекогносцировка — это выезд на объект для определения наличия и сохранность исходных пунктов, условий наблюдений. Встречаются случаи, когда пункты утрачены, либо нарушены их центры, тогда для определения координат новых пунктов чаще всего используют спутниковые наблюдения.

Закрепление пунктов ГРО этот этап включает в себя изготовление реперов и ППЦ их доставку на строительный объект и их закладку, установку.

Полевые работы — это этап проведения геодезических измерений с целью определения координат пунктов ГРО.

Камеральные работы — это обработка полевых измерений, уравнивание сети, привязка к исходным пунктам и реперам, составление каталогов координат и высот.

Сдача мостового ГРО  - при выполнении этого этапа проводятся контрольные измерения с представителями заказчика, а также подписание актов приемки геодезической разбивочной основы. Скачать образец можно в конце статьи.

Приемка и передача мостового ГРО

По завершению всех работ и подготовке отчета, мостовая геодезическая разбивочная сеть должна быть передана заказчику, генподрядчику и подрядчику. Вне зависимости от того, кто производил работы по созданию ГРО, в акте передачи указываются: заказчик, генподрядчик и субподрядная организация, которая принимает эту разбивочную сеть.

Так же во время передачи может быть подписан акт о передачи на сохранность пунктов ГРО. В этом случае подрядчик будет обязан следить за тем, чтоб репера не были уничтожены строительной техникой и в случае чего восстанавливать их за свой счет и своими силами. Мы писали ранее о том, как правильно сделать подрядчику ГРО и должен ли он это делать. Формы актов можно скачать в редактируемом формате ниже.

Акт приемки геодезической разбивочной основы
Акт приемки геодезической разбивочной основы
Акт передачи геодезической разбивочной основы на сохранность
Акт передачи геодезической разбивочной основы на сохранность
Акт сезонного освидетельствования геодезической разбивочной основы
Акт освидетельствования ГРО