Постановка объекта недвижимости на кадастровый учёт и снятие с учёта

Для оформления права собственности на недвижимый объект (например, загородный дом) необходимо выполнить такое мероприятие, как постановка на кадастровый учёт. При его выполнении фактические сведения об объекте вносятся в ГКН (Государственный кадастр недвижимости), происходит юридическое закрепление этих сведений.
Постановка недвижимости на учёт выполняется в несколько этапов, каждый из которых будет подробно рассмотрен далее.

Постановка на кадастровый учёт.

В первую очередь нужно собрать документы, которые потребуются для постановки на кадастровый учёт. В этот пакет в любом случае включается заявление по установленной форме. Перечень других документов варьируется в зависимости от того, какой объект ставится на учёт. Так, при постановке земли пакет должен включать в себя:
- план, составляемый при межевании;
- копию документа, который свидетельствует об урегулировании спора, касающегося границ участка.
Кроме того, в ряде случаев могут понадобиться:
- копия решения, принятого собранием участников долевой собственности, в соответствии с которым утверждается проект межевания земли (этот документ необходим при постановке участка, выделяемого из общей собственности);
Вне зависимости от того, какой объект ставится на учёт, в пакет нужно включить копию документа, которым устанавливается право собственности на этот объект. Разумеется, понадобится и документ, подтверждающий личность заявителя. В некоторых случаях постановкой на кадастровый учёт занимаются представители заявителей. Представителю понадобится надлежащим образом оформленная доверенность.

Перечень документов при постановке объектов капитального строительства, должен включать в себя:

  • технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства;
  • документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
  • копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);
  • копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);
  • копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением сведений о назначении такого здания или помещения), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы.  Данные положения не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.

Подача документов и получение на руки кадастрового паспорта

Собранный пакет документов нужно подать специалистам Кадастровой палаты территориального отделения Росреестра. Документация будет изучена, после чего при отсутствии препятствий специалисты:
- присвоят объекту недвижимости уникальный номер;
- сформируют кадастровое дело;
- изготовят кадастровый паспорт;
- выдадут этот документ на руки заявителю.
В соответствии с действующим законодательством срок постановки недвижимости на кадастровый учёт в настоящее время составляет 20 дней. Активно выдвигаются и обсуждаются инициативы, связанные с дальнейшим сокращением этого срока и повышения удобства для собственников, ставящих свою недвижимость на учёт.

Снятие с кадастрового учёта

При сносе дома, передаче участка земли в собственность государства, а также в ряде других случаев необходимо выполнить снятие объекта с учёта. Для этого также нужно подготовить пакет документов и подать его в Росреестр. В пакет необходимо включить заявление о снятии с кадастрового учёта, правоустанавливающий документ, а также акт обследования недвижимого объекта, которым подтверждается снос дома (или другой документ в зависимости от конкретной ситуации).

Сведения, которые необходимо предоставить для подготовки акта обследования это правоустанавливающий документ, кадастровый паспорт объекта и земельного участка, на котором он расположен, а также документ, разрешающий снос здания или подтверждающий его отсутствие. В соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" Акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с ликвидацией здания или сооружения, в которых оно было расположено, ликвидацией части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.